Каталог

Новости

Практически с каждым годом в городах России можно увидеть большее количество грузовиков корейских и японских марок.

"Японский  грузовик "  поддержал  проект "Живые  легенды" - присоединяйтесь !  

Это книга о ветеранах сегодня. Истории о войне 70 лет спустя. Книга для них, для нас и наших детей.

Обзор японских производителей грузовиков и автобусов

Грузовая Япония

Главная » Новости » Грузовая Япония

Гру­зо­вая Япо­ния 
Обзор япон­ских про­из­во­ди­те­лей гру­зо­ви­ков и ав­то­бу­сов

Алек­сей Ста­ри­ков, фото ав­тора

За­ни­мая де­ся­тое место в мире по на­се­ле­нию (127 млн чел.) и 61-е по пло­щади (372,8 тыс. км2), Япо­ния много лет дер­жит почёт­ное вто­рое место по ко­ли­че­ству вы­пуска всех типов ком­мер­че­ского транс­порта в мире, усту­пая лишь США.

По дан­ным япон­ской Ас­со­ци­а­ции ав­то­про­из­во­ди­те­лей (JAMA), за 2014 год в стране было вы­пу­щено 1 308 177 гру­зо­ви­ков всех типов и 132 681 ав­то­бус. При этом больше по­ло­вины гру­зо­ви­ков со­став­ляют малые и сверх­ма­лые ма­шины K-класса, в дру­гих стра­нах рас­смат­ри­ва­е­мые как лег­ко­вые.

Дело в том, что клас­си­фи­ка­ция ком­мер­че­ского транс­порта в Япо­нии ос­но­вана на соб­ствен­ном под­ходе и прак­ти­че­ски нигде больше не при­ме­ня­ется. Все гру­зо­вики раз­де­лены на три ка­те­го­рии: Mini, Small и Standard. По­след­няя вклю­чает сразу два при­выч­ных нам класса гру­зо­ви­ков: сред­него и тя­жё­лого, ко­то­рые в Япо­нии не раз­де­ляют. Малый класс Small – это ана­логи наших «ГА­Зе­лей» и «Быч­ков» гру­зо­подъём­но­стью до 3 тонн. А вот самый малый класс Mini у нас прак­ти­че­ски не про­из­во­дится, но из­ве­стен в ка­че­стве им­порта (на­при­мер, уз­бек­ские Daewoo Damas). Их гру­зо­подъём­ность на­чи­на­ется со 150 ки­ло­грам­мов. Дви­га­тели прак­ти­че­ски оди­на­ковы – бен­зи­но­вые 3-ци­лин­дро­вые объё­мом до 660 cм3 и мощ­но­стью до 49 л.с.

Именно такие па­ра­метры не слу­чайны – эти транс­порт­ные сред­ства об­ла­га­ются умень­шен­ными на­ло­гами. Для удоб­ства ма­нев­ри­ро­ва­ния на узких ули­цах ме­га­по­ли­сов они ко­рот­кие и узкие, ши­ри­ной всего 1,2–1,3 м. Ис­поль­зу­ются не только в виде за­крытых фур­го­нов, но и с бор­то­выми плат­фор­мами, изо­тер­ми­че­скими ку­зо­вами и в виде са­мо­сва­лов. В по­след­нем слу­чае их зад­ние колёса с по­са­доч­ным ра­ди­у­сом 10 дюй­мов снаб­жают ба­ра­бан­ными тор­мо­зами.

Пред­ста­ви­тель K-класса (Mini) – Nissan Clipper U71T
Его кон­ку­рент, Honda Acty 660 2WD V-HA4, гру­зо­подъём­но­стью 350 кг
Daihatsu Delta III ге­не­ра­ции (1984–1995 гг.) при­над­ле­жит к сле­ду­ю­щему классу Small...
В пре­фек­ту­рах ещё по­па­да­ются Mazda Titan III по­ко­ле­ния (1989–2000 гг.)
Hino серии 300 – пред­ста­ви­тель по­пу­ляр­ного в Япо­нии класса гру­зо­ви­ков пол­ной мас­сой 5 т
Пред­ста­ви­тель K-класса (Mini) – Nissan Clipper U71T

Не­обычна и про­грамма боль­ших машин Standard всех про­из­во­ди­те­лей из-за осо­бен­но­стей мест­ного за­ко­но­да­тельства. Га­ба­рит­ная длина огра­ни­чена 12 мет­рами (то же и у ав­то­бу­сов), пол­ная масса – 25 тон­нами. По­доб­ные оди­ночки, в том числе 4-осные, со­став­ляют боль­шин­ство на до­ро­гах Япо­нии. Пол­ная масса при­цеп­ного ав­то­по­езда огра­ни­чена 36 т, га­ба­рит­ная длина – 16 м. Есть и гру­зо­вики с колёс­ной фор­му­лой 6х2, с двумя рас­по­ло­жен­ными спе­реди по­во­рот­ными осями.

При этом в Япо­нии нет ха­рак­тер­ной для дру­гих стран спе­ци­а­ли­за­ции про­из­вод­ства. Гру­зо­вики раз­ных фирм имеют сход­ные ха­рак­те­рис-тики и колёс­ные фор­мулы. Да и в целом они прак­ти­че­ски оди­на­ковы – бес­ка­пот­ные ка­бины с боль­шой пло­ща­дью остек­ле­ния, упро­щён­ный ин­те­рьер и оби­лие элек­трон­ных си­стем управ­ле­ния. Ха­рак­тер­ные осо­бен­но­сти всех ком­па­ний – со­хра­не­ние соб­ствен­ных имён для машин раз­ных клас­сов и более со­вер­шен­ное ис­пол­не­ние для внут­рен­него рынка.

ПО­ИМЁННО

В те­че­ние по­след­них со­рока лет гру­зо­вики в Япо­нии пред­став­лены семью мар­ками: Hino, Isuzu, Mazda, Mitsubishi Fuso, Nissan, Toyota и UD (это без учёта спец­тех­ники Hitachi, Komatsu, MHI, Kato, япон­ского под­раз­де­ле­ния Caterpillar и т. п.). Дол­гое время в гамме сред­не­тон­наж­ных и круп­но­тон­наж­ных гру­зо­ви­ков чётко про­сле­жи­ва­лось вли­я­ние аме­ри­кан­ской школы, по­скольку про­из­вод­ство гру­зо­ви­ков в Япо­нии после Вто­рой ми­ро­вой войны опи­ра­лось на раз­ра­ботки США, Ан­глии и Гер­ма­нии. Так, до се­ре­дины 1970-х годов боль­шин­ство япон­ских машин имело ка­пот­ную ком­по­новку с вкрап­ле­ни­ями соб­ствен­ного ди­зайна.

Уд­линён­ное шасси Isuzu Forward FRR90S2 с колёс­ной базой 9,6 м (!) сред­него класса гру­зо­подъём­но­стью всего 4400 кг
Две по­во­рот­ные оси спе­реди и вы­не­сен­ная вперёд ка­бина – ти­пич­ная япон­ская ком­би­на­ция для гор­ных и го­род­ских дорог в Япо­нии
Че­тырёх­ос­ное шасси Mitsubishi Fuso с по­ни­жен­ным цен­тром тя­же­сти, по­скольку при мак­си­маль­ной длине 12 м и га­ба­рит­ной вы­соте 3,2 м не­об­хо­димо уло­житься в пол­ную массу 25 т
Ав­то­по­езда в Япо­нии, как этот Mitsubishi Fuso SRT, обычно огра­ни­чены мак­си­маль­ной дли­ной 16 м
Уд­линён­ное шасси Isuzu Forward FRR90S2 с колёс­ной базой 9,6 м (!) сред­него класса гру­зо­подъём­но­стью всего 4400 кг

Самый круп­ный из япон­ских гру­зо­вых про­из­во­ди­те­лей (и един­ствен­ный, остав­шийся не­за­ви­си­мым) на се­го­дняш­ний день – Isuzu. Устой­чи­вый рост про­из­вод­ства этой ком­па­нии на­блю­да­ется в те­че­ние по­след­них два­дцати лет, поз­во­лив ей стать ли­де­ром рынка. Она сто­яла у исто­ков япон­ского гру­зо­вого ма­ши­но­стро­е­ния. В ре­зультате ряда сли­я­ний 1930-х годов ком­па­ния вы­пус­кала ли­нейку гру­зо­ви­ков и ав­то­бу­сов под мар­кой Sumida. Тогда же был со­з­дан соб­ствен­ный дви­га­тель воз­душ­ного охла­жде­ния на ос­нове ли­цен­зи­он­ного не­мец­кого Deutz. На­зва­ние (по од­но­имен­ной реке) из­вестно с 1934 года, когда под этой мар­кой на­чался вы­пуск ар­мейских гру­зо­ви­ков. После Вто­рой ми­ро­вой войны Isuzu по­лу­чила круп­ный заказ на вы­пуск 2,5-тон­ных стан­дарт­ных шасси от Пен­та­гона. Кстати, фирма до сих пор остаётся одним из ос­нов­ных по­став­щи­ков тех­ники для сил са­мо­о­бо­роны.

Ос­нову граж­дан­ской гаммы по­ло­жило по­яв­ле­ние в 1959 году пер­вого по­ко­ле­ния лёг­кого се­мейства Elf, вы­пус­ка­е­мого до сих пор уже в вось­мом по­ко­ле­нии. В 1971 году со­вла­дель­цем ком­па­нии стал кон­церн General Motors, что об­лег­чило ей вхож­де­ние на се­ве­ро­а­ме­ри­кан­ский рынок. При­мерно в те же годы ком­па­ния пред­при­няла по­пытку вы­хода на со­вет­ский рынок. Од­нако боль­ших ре­зульта­тов это не при­несло, на­ча­лись лишь по­ставки не­боль­ших пар­тий са­мо­сва­лов для Даль­не­во­сточ­ного ре­ги­она.

К концу 1990-х годов про­из­вод­ствен­ная про­грамма Isuzu вклю­чала три се­мейства бес­ка­пот­ных машин – Elf, Forward и Giga. Боль­ших успе­хов фирма до­би­лась и в раз­ра­ботке ди­зе­лей, яв­ля­ясь одним из ми­ро­вых ли­де­ров в этом сег­менте. На се­го­дняш­ний день ком­па­ния вхо­дит в со­став кон­церна Hitachi и вла­деет 15 за­во­дами по всему миру, про­из­водя ма­шины под мар­ками Isuzu, Chevrolet, GMC, Bedford, Opel и Mazda.

В далё­ком 1959 году все тя­жё­лые япон­ские гру­зо­вики имели ка­пот­ную ком­по­новку
В далё­ком 1959 году все тя­жё­лые япон­ские гру­зо­вики имели ка­пот­ную ком­по­новку
В далё­ком 1959 году все тя­жё­лые япон­ские гру­зо­вики имели ка­пот­ную ком­по­новку
В далё­ком 1959 году все тя­жё­лые япон­ские гру­зо­вики имели ка­пот­ную ком­по­новку

Кстати, у Mazda за ру­бе­жом ещё оста­лось не­сколько плохо лик­вид­ных гру­зо­вых СП, где вы­пус­кают гру­зо­вики Titan ста­рых серий, но в целом Mazda сей­час за­ни­ма­ется про­из­вод­ством пи­ка­пов.

Вто­рое место по объё­мам про­из­вод­ства за­ни­мает про­дук­ция од­ного из ста­рей­ших япон­ских ма­ши­но­стро­и­тель­ных кон­цер­нов – Mitsubishi Motors Corporation. Его исто­рия во мно­гом на­по­ми­нает та­ко­вую Isuzu. Пер­вые ком­мер­че­ские ма­шины были вы­пу­щены в 1918 году. С 1932 года из­вестно и соб­ствен­ное имя Fuso, по­явив­ше­еся сна­чала на ав­то­бу­сах этой марки. В 1963 году по­явился пер­вый лёг­кий Canter; ныне про­из­во­дится их 9-е по­ко­ле­ние. А в 1970 году часть акций MMC выку­пил аме­ри­кан­ский Chrysler. К этому вре­мени ком­па­ния яв­ля­ется ли­де­ром в про­из­вод­стве всех видов ком­мер­че­ского транс­порта.

Тогда же про­дук­ция Mitsubishi впер­вые по­сту­пает в Со­вет­ский Союз – ка­пот­ные ле­со­возы серии NW с колёс­ной фор­му­лой 6x6. Но наи­бо­лее рас­про­странён­ным у нас стал дру­гой класс машин – кра­но­вые уста­новки Kato на спе­ци­аль­ных шасси, вы­пус­ка­е­мые Mitsubishi Heavy Industries.

Ма­шины лёг­кого класса, вклю­чая фур­гоны и пи­капы, по­зи­ци­о­ни­ру­ются под мар­кой го­лов­ной фирмы. Ком­мер­че­ский транс­порт – как Mitsubishi Fuso. В по­след­ние не­сколько лет на япон­ском и не­ко­то­рых внеш­них рын­ках на­зва­ние Mitsubishi у гру­зо­ви­ков не ис­поль­зу­ется. Лёг­кая серия гру­зо­подъём­но­стью до 3 т, носит имя Canter (ранее в Япо­нии – Fighter Minion), сред­няя – Fighter. Тя­жё­лая серия ранее на­зы­ва­лась Great, с конца 1990-х годов – Super Great; на не­ко­то­рые рынки по­став­ля­ется под име­нем Shogun (Сёгун).

Сей­час кор­по­ра­ция вла­деет 9 за­во­дами в Япо­нии и сбо­роч­ными пред­при­я­ти­ями в 27 стра­нах мира. Сам же бренд Mitsubishi Fuso при­над­ле­жит кон­церну Daimler AG.

Пер­вый Isuzu Elf TL151 1959 года имел 1,5-лит­ро­вый дви­га­тель мощ­но­стью 60 л.с.
Вось­ми­тон­ный са­мо­свал Isuzu TD-5D на ис­пыта­ниях в Дмит­рове на ав­то­по­ли­гоне НАМИ в 1969 г.
Ос­нов­ной во­ен­ный гру­зо­вик Япо­нии – Typ 73, вы­пус­ка­е­мый Isuzu
Уни­вер­саль­ный са­мо­свал ма­лого класса на шасси Isuzu Elf 2WD FRR90S2
Пер­вый Isuzu Elf TL151 1959 года имел 1,5-лит­ро­вый дви­га­тель мощ­но­стью 60 л.с.

Тре­тий япон­ский про­из­во­ди­тель ком­мер­че­ского транс­порта – ком­па­ния Hino. Она вы­де­ли­лась из со­става Isuzu ещё в 1942 году. С 1967 года яв­ля­ется от­де­ле­нием фирмы Toyota, куда вхо­дит и Daihatsu. Пер­во­на­чально эта ком­па­ния со­сре­до­то­чила свои уси­лия на про­из­вод­стве ди­зель­ных дви­га­те­лей. Так, именно она впер­вые стала ис­поль­зо­вать на своих ма­ши­нах ди­зели с тур­бо­над­ду­вом и про­ме­жу­точ­ным охла­жде­нием на­гне­та­е­мого воз­духа (серия EconoDiesel Intercooler).

Во время ре­цес­сии 1990-х Hino за­ни­ма­лась сбор­кой лег­ко­вых машин для ма­те­рин­ской ком­па­нии, вы­пу­стив в част­но­сти 250 000 пи­ка­пов Toyota Hi-Lux серии N50. Тогда же одной из пер­вых она ор­га­ни­зо­вала сов­мест­ные пред­при­я­тия в Китае и Вьет­наме.

Со­вре­мен­ная про­грамма вклю­чает клас­си­че­ские бес­ка­пот­ные гру­зо­вики всех клас­сов. Лёг­кий класс носит имя Dutro (быв­ший Ranger). Ма­шины сред­него класса те­перь зо­вутся Ranger (ранее Space Ranger); тя­жё­лого – Profia. Спе­ци­ально для аме­ри­кан­ского рынка Hino про­из­во­дит на своём за­воде в За­пад­ной Вир­джи­нии един­ствен­ную япон­скую ка­пот­ную мо­дель сред­него класса Hino 600.

Toyota Motors Corporation не­сколько ото­дви­ну­лась от ис­поль­зо­ва­ния сво­его бренда в гру­зо­вой про­грамме. В про­из­вод­ствен­ной про­грамме со­хра­ня­ется серия Dyna (та же Hino 300), ко­то­рую про­дают под име­нами Toyota Toyoace и Daihatsu Delta, и про­дол­жа­ется вы­пуск гру­зо­вых и пас­са­жир­ских мульти­сто­пов для почты и ку­рьер­ских служб до­ставки, се­те­вых ма­га­зи­нов и домов пре­ста­ре­лых.

Тя­жё­лый тягач Isuzu Giga Tractor 6x4 мощ­но­стью 420 л.с.
В про­грамме Isuzu есть и спе­ци­аль­ные пол­но­при­вод­ные вер­сии Giga всех клас­сов для любых нужд
Оди­ноч­ное шасси на пнев­мо­под­веске носит имя Isuzu Gigamax
Пол­но­при­вод­ные вер­сии Mitsubishi Fuso Canter по­пу­лярны в Си­бири (Ир­кут­ская обл., 2010 г.)
Краны Kato NK-200S-II на шасси Mitsubishi Fuso были хо­рошо из­вестны в СССР
Тя­жё­лый тягач Isuzu Giga Tractor 6x4 мощ­но­стью 420 л.с.

Самая не­боль­шая по объё­мам про­из­вод­ства гру­зо­ви­ков в Япо­нии фирма при­над­ле­жит Nissan, и дол­гое время на­зы­ва­лась Nissan-Diesel. Два года назад ей было воз­вра­щено исто­ри­че­ское имя UD. Её исто­рия на­ча­лась в 1935 году, когда част­ная ком­па­ния Minsei при­об­рела ли­цен­зию на вы­пуск мо­то­ров у не­мец­кой Krupp. В 1953 году Nissan выку­пил фирму. Соб­ствен­ное на­зва­ние тех ди­зе­лей Uniflow Diesel пе­ре­шло по на­след­ству и со­хра­ня­ется в виде аб­бре­ви­а­туры на пе­ред­ней об­ли­цовке до сих пор.

У Nissan-Diesel тоже был опыт со­труд­ни­че­ства с СССР. С на­чала 70-х годов про­шлого века на Даль­ний Во­сток по­став­ляли пол­но­при­вод­ные ка­пот­ные ле­со­возы KNWF гру­зо­подъём­но­стью 29 т с дви­га­те­лями про­из­вод­ства япон­ской же Komatsu. Позд­нее их сме­нила об­нов­лен­ная ка­пот­ная серия UZ.

Сфор­ми­ро­ван­ная к на­сто­я­щему вре­мени гамма гру­зо­ви­ков вклю­чает ма­шины всех клас­сов, на­чи­ная от лёг­ких раз­воз­ных 4х2 до тя­жё­лых кра­но­вых шасси гру­зо­подъём­но­стью 150 т и колёс­ной фор­му­лой 12х8. Серия лёг­ких машин носит имя Condor (Canter), сред­няя – Condor FK, тя­жё­лая – Quon (ранее на­зы­ва­лась Big Thumb). Год назад была пре­зен­то­вана новая серия тя­жё­лых машин для экс­порта Quester. Ком­па­ния UD, об­ра­зо­вав аль­янс с Renault в 1991 году, ныне при­над­ле­жит Volvo Trucks.

МЛАД­ШИЕ

В самый лёг­кий класс Mini вхо­дят мо­дели, раз­ра­бо­тан­ные спе­ци­ально для Япо­нии и про­из­во­ди­мые лег­ко­выми кон­цер­нами. Часть из них пред­став­ляет собой обыч­ные лег­ко­вые ма­шины особо ма­лого класса в 2-, 3- и 5-двер­ной ком­плек­та­ции с де­мон­ти­ро­ван­ными зад­ними си­де­ньями (на­при­мер, Toyota Corolla, Nissan Sunny). Но кроме них есть осо­бый класс, из­на­чально раз­ра­бо­тан­ный как ком­мер­че­ские сред­ства. В этом классе очень по­пу­ля­рен badge-engineering – одни и те же ма­шины носят раз­ные имена. Nissan Clipper про­даётся и как Mitsubishi Minicab, Suzuki Every – как Mazda Scrum. По­доб­ные ав­то­мо­били вы­пус­кают Subaru, Daihatsu (вклю­чая пер­вер­сии Toyota) и Honda.

К этому же классу от­но­сятся сред­не­раз­мер­ные фур­гоны гру­зо­подъём­но­стью до 1200 кг, из­вест­ные и у нас: Toyota Hi Ace, Nissan Caravan (Urvan) и дру­гие.

Клас­си­че­скую стар­шую серию Hino Profia осна­щали без­над­дув­ными дви­га­те­лями V-10 ра­бо­чим объё­мом до 29 л!
Сред­няя серия Hino Ranger очень по­пу­лярна у ком­му­наль­ных служб
В про­грамме для внут­рен­него рынка се­дель­ные тя­гачи Hino Profia по­став­ляли в ва­ри­анте 4х2, при этом ва­ри­анты 6х4 и 6х2 были край­ней ред­ко­стью
Пол­но­при­вод­ный ле­со­воз Nissan-Diesel серии UZ ещё можно встре­тить на Даль­нем Во­стоке
Пред­ста­ви­тель сред­ней серии са­мо­свал Nissan-Diesel Condor FK
Но­вей­ший UD Quester CWE 370 6x4 со­з­дан при под­держке но­вого хо­зя­ина – Volvo. По­скольку мо­дель Quester CWE 370 6x4 рас­счи­тана на 50-тон­ный ав­то­по­езд, то в Япо­нии не пред­ла­га­ется
Клас­си­че­скую стар­шую серию Hino Profia осна­щали без­над­дув­ными дви­га­те­лями V-10 ра­бо­чим объё­мом до 29 л!

ЛЁГ­КИE

Эта самая рас­про­странён­ная гамма гру­зо­ви­ков в Япо­нии со­став­ляет до по­ло­вины об­щего ав­то­парка, об­ла­дая рядом осо­бен­но­стей.

Во-пер­вых, не­обы­чай­ная для дру­гих стран раз­ви­тая ко­о­пе­ра­ция. Не­у­ди­ви­тельна, учи­ты­вая об­щего вла­дельца, уни­фи­ци­ро­ван­ная ли­нейка Toyota Dyna – Hino Dutro – Daihatsu Delta. Но вот си­ту­а­ция с дру­гими про­из­во­ди­те­лями уни­кальна. К при­меру Isuzu, по­мимо своей ши­ро­кой гаммы Elf и экс­порт­ных брен­дов Reward, Chevrolet, GMC, как было ска­зано ранее, также со­би­рает ма­шины под мар­ками Mazda Titan, Nissan Atlas и UD Condor.

Во-вто­рых, часть машин этого класса, в ос­нов­ном ра­бо­та­ю­щих в ме­га­по­ли­сах, осна­щают дви­га­те­лями на аль­тер­на­тив­ных видах топ­лива. По­мимо дви­га­те­лей на сжа­том (CNG) или сжи­жен­ном (LPG) газе, ис­поль­зу­ются ги­брид­ные и ди­зель-элек­три­че­ские дви­га­тели.

Кроме того, в лёг­ких гру­зо­ви­ках ис­поль­зу­ется не­обычно боль­шая гамма кабин по ши­рине. Раз­ные ис­пол­не­ния од­ного только Isuzu Elf носят на­зва­ния single, standard, high, wide, narrow.

ПРИ­ВЫЧ­НЫЕ

По­скольку чёт­кого раз­гра­ни­че­ния на сред­ние и боль­шие гру­зо­вики в Япо­нии нет, самые тя­жё­лые ис­пол­не­ния сред­них Hino Ranger, Isuzu Forward и MMC Fighter от­но­сятся к тя­жё­лому классу по об­ще­при­ня­той клас­си­фи­ка­ции. В обоих клас­сах, по­мимо ме­ха­ни­че­ских ко­ро­бок пе­ре­дач, ши­роко при­ме­ня­ются ав­то­ма­ти­че­ские.

Про­грамма ав­то­бу­сов Isuzu конца 1960-х годов
Про­грамма ав­то­бу­сов Isuzu конца 1960-х годов
Про­грамма ав­то­бу­сов Isuzu конца 1960-х годов
Про­грамма ав­то­бу­сов Isuzu конца 1960-х годов

В сред­нем классе в ос­нов­ном пред­став­лены мо­дели гру­зо­подъём­но­стью от 4 до 9 т и дли­ной до 9 мет­ров. Од­нако часть машин имеет ме’ньшую гру­зо­подъём­ность (осо­бенно у пол­но­при­вод­ных мо­де­лей), а не­ко­то­рые мо­дели имеют мак­си­маль­ную длину – 11 990 мм. При этом гру­зо­подъём­ность таких машин со­став­ляет менее 5 т.

Среди машин боль­шого класса у каж­дой фирмы есть мо­дели оди­но­чек гру­зо­подъём­но­стью до 16 300 кг колёс­ной фор­мулы 6х4 или 8х4. Для мак­си­маль­ного ис­поль­зо­ва­ния по­лез­ного объёма они осна­ща­ются ре­гу­ли­ру­е­мой пнев­ма­ти­че­ской под­вес­кой зад­них осей с 4 бал­ло­нами на каж­дый мост, а также колё­сами с ме’ньшим по­са­доч­ным ра­ди­у­сом. В ре­зультате этого вы­сота плат­формы над уров­нем земли со­став­ляет 970 мм. Мо­дели с ми­ни­маль­ной га­ба­рит­ной дли­ной ис­поль­зу­ются под уста­новку са­мо­сваль­ных ку­зо­вов или бе­то­но­сме­си­те­лей.

Не­сколько слов о мест­ных се­дель­ных тя­га­чах. Тя­жё­лые двух­ос­ные тя­гачи с не­ко­то­рым за­па­сом рас­счи­таны на за­ко­но­да­тельно до­пу­сти­мую массу 16 т. Есть также ис­пол­не­ния тя­га­чей сред­него класса – для пе­ре­возки лег­ко­вес­ных гру­зов. Трёх­ос­ные ма­шины ис­поль­зу­ются для пе­ре­возки тя­жё­лой стро­и­тель­ной тех­ники, по­этому рас­счи­таны на пол­ную массу ав­то­по­езда до 80 с лиш­ним тонн.

Не­ко­то­рое время назад были пред­при­няты не­од­но­крат­ные по­пытки ев­ро­пейских кон­цер­нов про­биться на мест­ный рынок. Од­нако все они не увен­ча­лись успе­хом, не­взи­рая на пол­ное от­сут­ствие ввоз­ных та­мо­жен­ных по­шлин. От­но­си­тель­ным успе­хом поль­зу­ются тя­гачи Volvo FH. Merсedes же пол­но­стью пре­кра­тил здесь про­дажи своих тя­жё­лых машин, как и Scania, не­смотря на сов­мест­ное пред­при­я­тие с Hino.

Самый ста­рый из со­хра­нив­шихся ав­то­бу­сов Япо­нии – бу­ду­щий Isuzu, а пока Sumida type M 1932 года
Но­вей­ший го­род­ской ав­то­бус Hino Poncho ADG-HX6JLAE – ана­лог на­шего «па­зика»
Ту­рист Hino Liesse PB-RX6JFAA очень похож на млад­шего брата
Де­ся­ти­мет­ро­вый го­род­ской ав­то­бус Hino Rainbow II SDG-KR290J1 с окра­ины Токио
Самый ста­рый из со­хра­нив­шихся ав­то­бу­сов Япо­нии – бу­ду­щий Isuzu, а пока Sumida type M 1932 года

АВ­ТО­БУСЫ

Такая же не­обыч­ная си­ту­а­ция в Япо­нии и с ав­то­бус­ным про­из­вод­ством. Не­боль­ших ку­зо­востро­и­тель­ных ком­па­ний, ха­рак­тер­ных для дру­гих стран, здесь прак­ти­че­ски нет. Этому есть про­стое объяс­не­ние: Япо­ния в виду не­хватки соб­ствен­ных при­род­ных ре­сур­сов, вы­нуж­дена за­во­зить литъё, хи­ми­че­ские про­дукты и дру­гие ма­те­ри­алы из дру­гих стран. Про­мыш­лен­ные ре­сурсы кру­тятся в эко­но­мике круп­ных кор­по­ра­ций – дзай­бацу, ко­то­рые фак­ти­че­ски и управ­ляют эко­но­ми­кой страны. Мел­ким про­ду­цен­там прак­ти­че­ски не­от­куда взять ма­те­ри­алы по низ­кой цене.

Фак­ти­че­ски все 4 ком­па­нии про­из­во­дят ав­то­бусы всех клас­сов. Внутри се­мейств они де­лятся на го­род­ские, при­го­род­ные и ту­рист­ские. Все ав­то­бусы оди­ноч­ные, га­ба­рит­ная длина не пре­вы­шает 12 мет­ров. Боль­шин­ство из них весьма про­сты по кон­струк­ции: без­над­дув­ные ди­зели, ме­ха­ни­че­ские ко­робки пе­ре­дач, рес­сор­ные под­вески и ба­ра­бан­ные тор­моза на всех колё­сах. Су­ще­ствуют не­сколько ку­зов­ных ате­лье, из­го­тов­ля­ю­щих ку­зова для всех. Круп­ней­шие из них: Nishi-Nippon Shatai Kogyo (NSK) и FHI (ку­зов­ное под­раз­де­ле­ние Fuji Heavy Industries).

Глав­ный про­из­во­ди­тель пас­са­жир­ского транс­порта – Hino, за счёт ав­то­бу­сов лёг­кого класса, из­вест­ных в Япо­нии как Hino Liesse, в осталь­ном мире – как Toyota Coaster; вме­сти­мо­стью до 29 че­ло­век. Кроме этого про­из­во­дится и новая серия малых ав­то­бу­сов Poncho. Го­род­ские и при­го­род­ные серии об­ра­зо­ваны двумя се­мействами: Rainbow и низ­ко­рам­ными Blue Ribbon. Ту­рист­ские ма­шины сред­него класса дли­ной от 7 до 9 м на­зы­ва­ются Hino Melpha. Самая бо­га­тая серия пре­миум-класса S’Elega вклю­чает не­сколько одно- и по­лу­то­ра­этаж­ных мо­де­лей на 47–59 мест и дли­ной до 12 м. По­след­няя гамма про­из­во­дится на сов­мест­ном с фир­мой Isuzu пред­при­я­тии J-bus.

Два ту­рист­ских близ­неца – Isuzu Gala SHD ADG-RU1ESAJ и Hino S’elega SHD ADG-RU1ESAA вы­пус­кают на одном за­воде, при­над­ле­жа­щем СП J-bus
Ма­ло­из­вест­ный за пре­де­лами Япо­нии 26-мест­ный Mitsubishi Rosa
Стан­дарт­ный го­род­ской Fuso Aero Star PKG-MP35UM
Ту­рист­ский Fuso Aero Queen II KC-MS822P ста­но­вится ред­ко­стью даже в Япо­нии
Новое по­ко­ле­ние го­род­ских Isuzu Erga QQG-LV234L3 осна­щают га­зо­выми дви­га­те­лями
Со­з­дан­ный на шасси UD Runner с ку­зо­вом NSK ав­то­бус осна­щён ги­брид­ным дви­га­те­лем
Два ту­рист­ских близ­неца – Isuzu Gala SHD ADG-RU1ESAJ и Hino S’elega SHD ADG-RU1ESAA вы­пус­кают на одном за­воде, при­над­ле­жа­щем СП J-bus

Вто­рое место за­ни­мает ста­рей­ший про­из­во­ди­тель япон­ских ав­то­бу­сов – Mitsubishi Fuso Truck and Bus Corporation. Лёг­кая гамма с пе­ред­ним рас­по­ло­же­нием дви­га­теля на­зы­ва­ется Rosa. Сред­ние го­род­ские, при­го­род­ные и ту­рист­ские ма­шины вхо­дят в общее се­мейство Aero с раз­лич­ными бук­вен­ными до­бав­ками. Две­на­дца­ти­мет­ро­вые «ту­ри­сты» выс­шего класса Aero Queen вме­щают 45–62 пас­са­жира. Не­сколько лет назад един­ствен­ный 3-осный двух­этаж­ный Aero King Double Decker MU вме­сти­мо­стью до 74 пас­са­жи­ров был снят с про­из­вод­ства.

При­мерно так же вы­гля­дит и пас­са­жир­ская про­грамма Isuzu. Малые ав­то­бусы Journey уни­фи­ци­ро­ваны с лёг­кими шасси Elf. Малые го­род­ские ав­то­бусы зо­вутся Erga Mio, боль­шие (в том числе низ­ко­поль­ные) – про­сто Erga/ Cubic. Их вме­сти­мость до­сти­гает 90 мест. Ту­ри­сти­че­ская гамма Gala пол­но­стью сов­па­дает с ли­нейкой «ту­ри­стов» Hino.

А вот UD от про­из­вод­ства ком­плект­ных ав­то­бу­сов от­ка­зался. На шасси серии Space ку­зов­ное ате­лье NSK строит го­род­ские ма­шины Runner, меж­ду­го­род­ные Arrow и ту­рист­ские Wing. Сей­час в про­грамме Nissan уда­лось со­хра­нить про­из­вод­ство ав­то­бу­сов Civilian, ко­то­рые в своё время со­став­ляли кон­ку­рен­цию Mazda Parkway. Но ком­па­ния Mazda Motor Co., на­хо­дя­ща­яся под про­тек­то­ра­том кон­церна Ford, уже в 1990-х устра­ни­лась с рынка гру­зо­ви­ков и ав­то­бу­сов, со­сре­до­то­чив­шись ис­клю­чи­тельно на рынке лег­ко­вых машин и SUV.



Консультация и предварительный расчет